Мебель на заказ по индивидуальному дизайну и размеру

КЛ-Мебель

Удобная,
функциональная,
практичная!
 
  • +7 (495) 151-04-35
    консультации и расчет стоимости
    zakaz@klcupe.ru

    г. Москва, Нахимовский проспект, д.24, ТВК «Декор Экспо», стенд G13

Главная Статьи Мебель различных стилей Мебель в стиле Барокко

Мебель в стиле Барокко

Барокко с его стремлением к единству ансамбля, прежде всего дворцового, дало большое разнообразие типов и форм мебели. Мебель усиливала великолепие барочного интерьера, становилась все более разнообразной и изощренно оформленной. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели.

Предметы обстановки теперь стали внушительны по объему, очень сложными по форме, с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов. Существенную роль в декоре играют скульптурная резьба, металлические накладки из бронзы, меди, серебра, а также красочная мозаика, интарсия, лепка, витые колонны, подчеркивающие текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий стиля ренессанс.

В моду входит мягкая мебель — табуреты, стулья, кресла, диваны с мягкими сиденьями, спинками, подлокотниками, обитые красивыми тканями — бархатом, штофом, гобеленом, испанской тисненой кожей из Кордовы, глазетом (ткань с вплетениями золотых и серебряных нитей). Получают распространение так называемые канапе-кушетки на 6-8 ножках, имеющие форму удлиненной скамьи с мягким сиденьем. Кресла, стулья, диваны выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания, а подлокотники - волютообразные. Обивка крепится крупными гвоздями с массивными шляпками. Точеные ножки чрезвычайно разнообразны (в виде консолей, балясин, сужающихся книзу пирамид, 5-образные). Мягкие части мебели принято было покрывать съемными чехлами. Появляются и кресла для загородных резиденций с плетеными сиденьями, покрытые яркими тканями с крупными цветами.

Не менее изощренными и многообразными по форме становятся столы. Они могут быть на одной или четырех ножках, украшаться резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой из разноцветного мрамора, лазурита, агата или покрываться популярным во Франции наборным рисунком-маркетри (от фр. Marquetri — «испещренный знаками»). Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Ореховое дерево, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, почти полностью вытеснило из мебельного дела менее податливый для резьбы дуб. Из ореха изготавливаются изящные консольные столы, предназначенные для размещения у стены и поэтому оформленные односторонне. Это сугубо декоративные предметы, на них ставят часы, посуду канделябры, шкатулки. Напротив, вошедшие в моду экраны, затянутые гобеленовыми тканями, имеют не только декоративное, но и утилитарное значение, поскольку способны предохранять от сквозняков или жары.

Изысканные очертания приобретают и шкафы - например, гамбургские, славившиеся своей массивной «архитектурой». Их отличали ножки в виде шаров, моченые карнизы и картуши в лучковом фронтоне по центру. Распространенные в эпоху Возрождения лари-кассоне сменяются теперь комодами с большим количеством ящичков, книжными шкафами, бюро, шкафами-кабинетами.

Радикально изменился облик кабинета хозяина дома. Теперь помещения такого рода обставляются с тонко выверенной пышностью: письменные столы, бюро, книжные шкафы, консольные столики для канделябров, часы и прочие, сугубо кабинетные предметы. У просвещенных людей, увлекающихся географией здесь можно встретить карты и глобусы. Но для раритетов, собираемых владельцами домов, отводятся специальные комнаты — кунсткамеры.

В комнатах перед спальнями устанавливались функциональные комоды. Сами же спальни считались в XVII столетии парадными помещениями, здесь даже мог происходить прием гостей. Кровати по-прежнему, как и в эпоху Возрождения, сохраняли балдахины, но декорировались более изысканно Роскошные атласные покрывала, затканные золотыми или серебряными нитями шелка,- изделия ткачей Лиона или Флоренции придавали им нарядный вид.

В моде были ткани с восточным рисунком, который в Англии, а вскоре и по всей Европе получил название japanning, хотя воспроизводил не только японские, но и китайские мотивы (крупные и мелкие цветы, ветви цветущей сакуры, птиц).

Положение законодателей мебельной моды постепенно переходит от Италии к Франции. Дворцовая мебель Италии и Южной Германии конца XVI начала XVII веков (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной крышкой дли письма) обретает живописную пластику форм, когда динамика криволинейных сочетаний и игра светотени дают эффект полного растворения в соответствующем интерьере.

В Англии на заре барокко, в XV - начале XVII веков, преобладает стиль Тюдор (по имени правящей династии), для которого характерна несколько упрощенная интерпретация ренессансных мотивов. Для ансамбля «Тюдор» характерна отделка деревом стен, карнизов и потолка помещения. Пышный парадный интерьер эпохи французского абсолютизма (ХVII-ХVIII века), светлые залы, украшенные многоцветной скульптурой, лепкой, золоченой резьбой с многочисленными зеркалами и сияющим паркетом создают иллюзию большого пространства.

Со второй половины XVII века в период классического барокко делают мебель в стиле «Луи Каторз» - «Луи XIV». Это фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых привычно пышный барочный декор (букеты цветов, растительные узоры) вписывается в строгие и торжественные прямоугольные формы. Кресла «Луи Четырнадцатый» с высокой прямой спинкой подобны тронам, изящные мягкие табуреты предназначены для дам в пышных широких платьях. Для их отделки применяют ценные шпалеры, золочение по левкасу.

Мебель французского барокко возникла на основе итальянских образцов. На королевскую мебельную фабрику был приглашены итальянские мебельные мастера. Художники, работавшие по мебели (Жан Лепотр и Блондель), выпустили альбомы с рисунками образцов мебели.

Мебель в стиле Людовика XIV называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буль (1642-1732), который работал как один, так и с сыновьями. Едва ли не самыми модными предметами интерьера становятся комоды этого французского мастера. Эти комоды из черного дерева, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, были достаточно просты по форме. Исключительно нарядными их делал декор - бронзовые фигурные накладки в виде рельефа, пальметок, имитирующих форму Солнца (так как мастер творил в эпоху «короля-Солнца» - Людовика XIV), масок.

Еще один вариант декора Буля - плоский набор в технике маркетри, при которой рисунок из различных материалов заключался в четкие рамки геометрически правильной формы. По углам комодов иногда помещались бронзовые скульптурные накладки, изображающие кариатид и сфинксов. Симметрично расположенная орнаментика придавала произведениям мебельного искусства Буля, высоко ценившимся в Европе, оттенок благородной строгости. В целом вся его мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями, и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева.

Орнаментика оформлялась по мотивам античного Рима с пышными акантовыми завитками, изображениями военных трофеев, лавровых венков, мечей и т. п.

Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах на протяжении всего XVIII века.

В XVII веке в обиходе появился и шезлонг - удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания, а также кресло для стариков с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы, диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.

Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами.

У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале XVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.

После смерти Людовика XIV Францией правил его племянник Филипп Орлеанский, принц-регент. Поэтому стиль позднего барокко называют «стилем регентства». Мебель этого стиля выглядит несколько менее помпезно, блеск приглушеннее, ножки мебели ниже, формы их изогнуты, сидения выдвинуты вперед.