Мебель на заказ по индивидуальному дизайну и размеру

КЛ-Мебель

Удобная,
функциональная,
практичная!
 
  • +7 (495) 151-04-35
    консультации и расчет стоимости
    zakaz@klcupe.ru

    г. Москва, Нахимовский проспект, д.24, ТВК «Декор Экспо», стенд G13

Форма мебели и ее отделка

Удобство, надежность, эстетичность и другие качества мебели зависят от ее формы. На формообразование влияют функциональное назначение предмета, его конструктивные особенности, технология изготовления, материал. Конечный облик и эстетическое выражение предмета мебели обусловливаются использованием средств объёмно-пространственного построения ритма, цвета, контрастных и нюансных отношений, масштабности, единства и соподчинения отдельных частей целому и т. д.

При разработке мебели применяются три основных вида формы: объемная, плоскостная и линейная. Примером линейной формы является линия, плоскости - квадрат, объема - куб. С формой тесно связана массивность предмета: максимальная масса - у объемных, минимальная - у линейных форм.

На строение формы влияет фактурность поверхности материала, т. е. величина и характер ее неровностей. Фактурность проявляется в результате отделочных операций, производимых на элементах мебели. У предельно фактурного предмета (зеркальный тип поверхности) световой поток отражается очень сильно, а матовые поверхности его рассеивают. Специалисты компании КЛ-Мебель отмечают, что можно в значительной степени влиять на форму предмета, чередуя матовые и зеркальные поверхности.

В современной мебели нередко применяют рельефную поверхность (использование резьбы), но в большинстве случаев разрабатывают плоскостные формообразования элементов. Их состояние зависит от вида отделки и материалов. Вид отделки зависит от назначения предмета, характера влияния среды и т. д. В зависимости от назначения различают защитную, декоративно-защитную и декоративно-художественную отделку.

Если предметы мебели будут подвергаться температурно-влажностному воздействию (в прихожей, ванной, на кухне, балконе), то предохранять их будет защитная отделка. Наиболее распространена декоративно-защитная отделка, которая дает возможность подчеркнуть естественные декоративные свойства материала и тем самым усилить восприятие формы изделия. К ней относятся простое и сложное облицовывание шпоном с нанесением прозрачной пленки, лаков и политур, металлизация (бронзирование, серебрение и т. д.), покрытие участков мебели драпировочными тканями или кожей и т. д. Обычно в одном изделии используются оба вида отделки: на внутренних и нелицевых поверхностях — защитная, на лицевых и рабочих поверхностях — декоративно-защитная.

Декоративно-художественная отделка предусматривает применение таких видов декора, как рельефный (резьба, гравирование), орнаментальный (выжигание, роспись), наборный (инкрустация металлом), маркетри (мозаика из дерева), накладной (накладки и вставки из металла, кости, рога, стекла, фарфора, перламутра и т. д.). Декоративно-художественная отделка занимает особое место, так как для ее выполнения необходимо обладать навыками в одной из техник декоративно-прикладного искусства: резьбе, мозаике по дереву, инкрустации и т. д.

Композиция в предметах мебели

Одним из решающих факторов формообразования предметов мебели является целостность формы, которая достигается применением художественных средств композиции. Среди многообразия приемов композиции можно выделить отношения и пропорции. В современной мебели большинство формообразований выражаются через геометрические построения (например, в виде прямоугольников, в которых отдельные элементы формы можно свести к отношениям их сторон).

Большое распространение при пропорционировании сторон получил метод «золотого сечения». В основе его лежит деление прямой на две части, при котором больший отрезок так относится к меньшему, как их сумма к большему: (а / b) = (а + b)/а. Графическое построение прямоугольника показано на рис. 1.

В начале и в конце заданной длины отрезка АВ устанавливают перпендикуляры АО и ВС. Затем радиусом, равным АВ/2, из точки А на перпендикуляре АВ делают засечку (точка Е). Эту точку соединяют с точкой В. Из точки Е радиусом ЕА на прямой, соединяющей точки Е и В, делают засечку (точка Е). Отрезок ВЕ является искомой стороной прямоугольника. Радиусом, равным длине отрезка ЕЕ, пересекают перпендикуляр ВС. Из точки пересечения проводят прямую, параллельную АВ. Полученный четырехугольник и будет искомым.

Рис.1 Построение прямоугольника (а) и овала (б) по методу "золотого сечения"

Построение прямоугольника (а) и овала (б) по методу золотого сечения

При разработке предметов мебели часто приходится вычерчивать овалы. Это могут быть крышки журнальных столиков, рамы для зеркал и картин, спинки стульев, створки мебели, декорированные виньеточными овальными рамками, и т. д. Для вычерчивания овала (эллипса) необходимо знать его ширину и длину. Графическое построение выполняют в следующем порядке (рис. 1, б). Проводят две взаимно перпендикулярные линии АВ (длина) и СО (ширина). Точка пересечения этих линий О делит их на отрезки ОА - ОВ и ОС = ОВ, равные половинам расстояний по ширине и длине. Из точки С засекают дугу ЕР радиусом ОВ. В точках Е, Р и С устанавливают по тонкому и острому предмету (иглу, гвоздь и др.) и между ними натягивают крепкий и нерастягивающийся канатик. В точке С острый предмет заменяют карандашом (ручкой). Двигаясь по кривой, карандаш последовательно соединит точки С, К, А, В и В и вычертит овал точно по заданным длине и ширине.

Гармоничное единство и целостность форме придает ритм, т. е. закономерное повторение отдельных элементов и интервалов между ними. Ощущение ритма возникает при троекратном повторении какой-либо части или элемента. В композиции предмета ритм является средством художественного выражения. При декоративной отделке мебели для большей выразительности ритмических построений используют цвет, фактуру и текстуру древесины. Применяя ритм, можно подчеркнуть динамичность или статичность замысла, выявить центр композиции и т. д.

Разрабатывая предмет мебели, специалисты компании КЛ-Мебель выявляют в конструкции главный и подчиненные элементы по их размерам, по простоте или сложности формы, по положению элемента относительно оси симметрии и т. д. Например, главным элементом встроенного шкафа является его карниз, так как он декорирован сильнее, чем любой другой элемент (рис. 2); у стола — крышка, так как ее размеры больше, чем других элементов, и т. д.

В случае применения симметрии, главный элемент находится в центре, а соподчиненные зеркально повторяют друг друга. В мебельных композициях задача осей симметрии состоит прежде всего в повышении зрительного равновесия и устойчивости предмета. При нечетном количестве вертикальных осей акцентируется центр и предмет композиционно становится более цельным, а при четном возникает необходимость введения объединяющих деталей (общее обрамление, карниз и др.) (рис. 3).

Рис.2 Главный элемент композиции встроенного шкафа

Главный элемент композиции встроенного шкафа

Кроме этих средств, для композиционной выразительности в предметах мебели применяют тождество элементов, нюанс и контраст. Наиболее употребляемым приемом является контраст, который достигается сопоставлением противоположных характеристик - округлого и острого, блестящего и матового, темного и светлого и т п.

Выбор степени контраста зависит от чувства меры и художественного чутья мастера. Если, например, сильный контраст можно использовать на крышке шкатулки, то на крышке стола в гостиной он должен быть мягче, чтобы не вносить дисгармонию в спокойный, сбалансированный интерьер.

Одной из особенностей композиции предметов является соответствие декорировки утилитарной функции мебели.

Рис.3 Выявление композиционного центра текстурным шпоном

Выявление композиционного центра тестурным шпоном

Украшение и отделка предметов мебели должны быть оправданны; при этом необходимо чувство меры, иначе композиция изделия нарушится. Не рекомендуется, например, врезать в каповый наплыв бестекстурные породы, а применив каповый наплыв в облицовке, выполнять матовую отделку - в этом случае нужна только отделка полированием.

На стадии размерообразования необходимо определить масштабность изделия. Это достигается приведением в соответствие антропометрических данных человека и размеров изделия.

Технология изготовления мебели

Технологичность изготовления мебели определяется рациональным выполнением конструкции в соответствии с ее формой, минимальным объемом работ по механической обработке заготовок домашним ручным и электрифицированным инструментом, использованием минимума необходимых инструментов, правильным выбором режимов и способов склеивания и столярной вязки в узлы. Правильно выбранное сопряжение обеспечит прочность соединения или взаимную подвижность узлов конструкции.

  • Различают разъемные и неразъемные соединения. К разъемным относятся соединения при помощи металлических скрепляющих деталей — гвоздей, шурупов, скоб, колец, гаек, винтов, штифтов и др.
  • Конструктивно мебель состоит из линейных, плоскостных и объемных элементов. Наиболее часто при разработке мебели используются плоскостные элементы — например, щиты, представляющие собой клеевые конструкции, выполненные из реек и брусков (линейные элементы).
  • Щиты из массива склеивают в основном из древесины хвойных пород, применяя неразъемные соединения на гладкую фугу, в шпунт и гребень, на рейку, на вставной пиит. Такие щиты применяют для деталей со значительной шириной: крышек столов, рамочных конструкций откидных спальных мест, створок дверей встроенной мебели.
  • Изготовляя щит, необходимо использовать материал одной породы и при этом выдерживать однотолщинность брусков и реек, равновесность конструкции относительно оси, а также одинаковую толщину облицовки из шпона. При склеивании брусков в единое полотно или оклеивании щитовой конструкции шпоном направление волокон древесины должно быть перпендикулярным.
  • Щитовые конструкции служат в основном для образования объемных форм - корпусных изделий. Для этого щиты соединяют различными способами, изготовляя разборные и неразборные конструкции. Примером подвижного соединения является шарнирное навешивание дверок. Откидные доски навешивают с помощью кронштейнов, а также прямых, угловых, рояльных и пятниковых петель.
  • При сопряжении створок мебели притворы выполняют в большинстве случаев заподлицо. Для фиксации створок используют защелки, остановы, врезные, накладные, шпингалетные замки и другую фурнитуру.
  • Иногда в мебельных конструкциях устраивают раздвижные дверки. Они могут быть из стекла (для книжных полок), клееной фанеры (для секций навесных шкафов) и легких столярных щитов (для раздвижных секций разборных пространственных конструкций мебели). Для раздвижных дверок применяют пластмассовые, металлические и деревянные направляющие.
  • В некоторых случаях удобны дверки в виде штор (рис. 4). Они представляют собой ряд одинаковых по профилю реек, наклеенных на плотную ткань либо связанных тонким, гибким стальным канатиком или проволокой. При этом рейки перемещаются в специальном фигурном пазу по обоим бокам емкости-хранилища.
  • В отдельных случаях возможно применение откидных дверок (во встроенной мебели, при организации рабочего места и т. д.).
  • Для выдвижных ящиков мебели используют бруски различных конструкций, которые являются одновременно опорой и направляющими.

Полки устанавливают в конструкциях на постоянной или переменной высоте, применяя для этого планки и полкодержатели. Задние стенки мебели изготовляют из тонкой клееной фанеры или ДВП особой прочности. Для крепления применяют шурупы или накладки из тонких планок.

Рис.4 Применение шторных дверок в мебели: 1 - каркас; 2 - паз; 3 - профильные рейки; 4 - ткань.

Применение шторных дверок в мебели

Рис.5 Применение унифицированных элементов при разработке мебели из плоскостных элементов.

Применение унифицированных элементов при разработке мебели из плоскостных элементов
  • Обычно мебель устанавливают на подставки-возвышения (подиумы). Это диктуется необходимостью уборки помещения, удобством открывания и закрывания дверок и т. д.
  • Конструкция мебели, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, должна быть продумана так, чтобы исключались любые неудобства, связанные с эксплуатацией изделия. В ней не должно быть второстепенных деталей и узлов. Вся конструкция должна быть простой, каждое усложнение — оправданным, ведь технологичность мебели определяется простотой формы, ограничением числа поверхностей, на которых будет выдерживаться точность и чистота механической обработки и отделки, выбором декора с учетом функциональности и необходимых эстетических качеств мебели.
  • При разработке конструкции и выборе материалов необходимо стремиться к унификации, т. е. в одном и том же изделии или в комплекте изделий применять однородные детали и узлы. Унификация тесно связана с модульностью современных конструкций мебели (рис. 6, 7).

Рис.6 Перегородка-стеллаж для общей комнаты (отдельно показан модульный элемент секции)

Перегородка-стеллаж для общей комнаты

Рис.7 Мебельная стенка, в которой модулем служит длина секции

Мебельная стенка, в которой модулем служит длина секции

Это особенно важно при организации цельного интерьера в квартире, в котором размеры отдельных элементов мебели кратны условно выбранной единице измерения - модулю (на рис. 7 он условно обозначен а). В области архитектуры и строительства в свое время был установлен модуль, равный 100 мм.